Чтобы думающий народ не выплескивался
социально, все его придумки сбрасывались в бюро по
рационализаторским предложениям и изобретениям, где
изобретателям выдавался соответствующий
документ.
Несмотря на
утвержденные аж в 1993 году великолепные конституционные принципы о
свободе творческой, преподавательской, научной деятельности,
несмотря на постоянные попытки реформирования системы образования,
воз развития системы подготовки новых квалификаций пока и ныне
там.
Это происходит из-за жесткого сопротивления
государственных образовательных монополий, предлагающих совсем не
то, в чем нуждается нынешнее поколение, просто потому, что больше
предложить нечего. И мы вынуждены все это потреблять без гарантии
применения, следуя общественным трафаретам о значимости высшего
образования в будущем профессиональном развитии.
К моменту развала Советского Союза мы имели товарный
гипердефицит продукции, работ и услуг. Особенно тех услуг, которые в
стране плановых советов практически не развивались. Качество и
конкурентоспособность образования были в условиях плановой
государственной монополии точно такие же, как обувь фабрики
«Скороход» — добротные монументальные, только разносить (применить)
эту обувь было практически невозможно.
Для плановой
идеологизированной экономики такое образование было нормой. Не была
востребована развивающаяся квалификация, требовалось усвоить
определенный стандарт и следовать ему эдак лет
семьдесят.
Чтобы
думающий народ не выплескивался социально, все его придумки
сбрасывались в бюро по рационализаторским предложениям и
изобретениям, где изобретателям выдавался соответствующий документ,
после чего предложение благополучно отправлялось на дальнюю полку -
поближе к таким же непризнанным изыскам человеческой мысли. Жаль,
ведь многие изобретения были сделаны в СССР значительно раньше, чем
в тех странах, где их впервые начали применять на основе более
поздних находок.
Только в условиях
тотального коммунистического воспитания можно было семьдесят лет не
менять программу по литературе.
Кстати, хорошая технология создания неформальной или
псевдоструктуры:
· все имеют
знания по одним и тем же жизненным ситуациям (от ребенка,
обучающегося в школе, до бабушки, которая не помнит год, в котором
ее закончила); · все знают, как надо
относиться к тем или иным действиям персонажей литературных
произведений (от ребенка до дедушки); ·
все знают, какие вопросы по этому произведению обычно задают на
экзамене (как правило, что-то из серии «Какой бант был на собачке
Муму в момент трагедии?» и «Как звали собачку другого персонажа из
романа Л. Н. Толстого?»).
В итоге все
объединены в некую общность — советский народ, который имеет одно на
всех общепринятое мнение и негативно относится ко всем
инакомыслящим. Только разве запоминание того, кто в произведении,
когда, сколько и чего сделал, подтверждает его знание, понимание и
умение анализировать как это произведение, так и любое другое,
которое в школе еще не проходили?
Разве не для того, чтобы освободить мозг для анализа и
творения, научно-технический прогресс предоставил нам компьютер, у
которого с памятью и скоростью припоминаний лучше, чем у любой
ходячей энциклопедии, так и не научившейся думать? Сегодня у нас
по-прежнему играют в старые игры на новый лад. В моде
запоминательные телевизионные шоу по схеме — умнее тот, кто больше
помнит, — по-прежнему идентифицирующие знания не с умением их
применять, а с хорошей памятью.
И это
естественно: ведь чтобы придумать игру, требующую от других
проявления своих интеллектуальных возможностей, надо самому иметь
развитый, работоспособный интеллект, а не догматическое
представление о его демонстрации окружающим. До тех пор, пока в этой
сфере деятельности, так же как и в строительстве с ипотекой, не
запущен реальный механизм конкуренции, пока отсутствует серьезный
противовес государственной монополии в системе образования, такой
товар, как квалификация, носит характер
эрудиции.
А эрудиционная, даже
энциклопедическая квалификация будет оставлять работодателей (ее
потребителей) без профессиональных кадров в тотальном кадровом
дефиците при рынке, переполненном желающими показать свою
профессиональную память вместо применения полученных
знаний.
К этой
проблеме прибавляется постсоветский синдром и неумение адаптировать
свою квалификацию, а также непонимание нашими специалистами того,
что даже в таком гипердефиците работодатель предпочтет привезти
специалистов из других регионов, нежели взвалит на себя функции
матери Терезы и психиатра вместе взятых для персонала, страдающего
от необоснованных амбиций.
Эрудиция и
энциклопедические знания персонала сегодня не нужны. Для этих целей
научно-технический прогресс изобрел компьютер и прочие чудо-машины,
которые, как все мы видим, лучше справляются с подобными задачами.
Этот банальный навык — хорошая память — сегодня профессионально не
востребован, как и хороший каллиграфический почерк. Хотя нет, с
хорошей памятью можно выступать на эстраде или в шоу с каким-нибудь
эксцентрическим номером.
Значит, тем,
кто имеет энциклопедические знания, сегодня нужно просто повернуть
свою квалификацию в другую сторону — лицом к народу
(публике).Правда, необоснованную напыщенность и гордость за
количество некогда зазубренного придется спрятать. В частности, на
сцене это никого не впечатлит.
Что мы
сегодня имеем?
1. Эрудиционное
образование. 2. Отсутствие реальной
конкуренции, в связи с тотальной монополией в сфере образования, так
же как в строительстве и недвижимости. 3. Непрофессиональное предложение услуг по подбору
персонала, при реализации которых представитель продавца
квалификации за этот товар ответственности не несет, а покупатель
товара — работодатель — никаких особых гарантий и не требует.
Поскольку работодатель является, с одной стороны, требовательным
потребителем, а с другой — присутствует гипердефицитный спрос.
Вспомните, когда в начале 90-х годов XX века появились первые
шоколадки и сигареты, разве кому-то было важно, у кого они их
приобретут — у вежливого продавца или не очень. 4. Субъекты (продавцы) квалификации в силу правовой и
экономической безграмотности, необоснованных амбиций сами становятся
основным тормозом реализации собственной
квалификации.
Что будет делать и уже
начинает делать работодатель, видя в своем окружении в основном
такие кадры? Разумеется, ищет выход из этого тупика. Какие
требования стоят перед соискателями, предъявляющими свою
квалификацию? Только одно, но основополагающее — сумейте ее
применить в данной организации.
Как
условно квалифицируется сегодня образование?
· I ступень —
неполное среднее образование. · II
ступень — среднее специальное образование. · III ступень — среднее образование. · IV ступень — средне-техническое образование.
· V ступень — неполное высшее
образование. · VI ступень — высшее
образование. · VII ступень — кандидат
наук (кандидатские степени). · VIII
ступень — доктор наук (докторские степени).
Такая градация для настоящего времени уже не имеет
жесткого характера. Это связано с разным уровнем подготовки в
различных учебных заведениях и отсутствием требований плановой
экономики, а новые условия выдвигают не требования Госстандарта в
образовании и уж тем более не требования диплома гособразца (сложно
даже прокомментировать, что это такое), а нестандартные эксклюзивные
профессиональные знания, посредством применения которых можно
получить результат, забрасывающий вас как специалиста и вашу
организацию на самую вершину успеха, оставляя внизу всех ваших
конкурентов.
Продолжение
следует...
По материалам
статьи Светланы Диссоновны
Сивец, доктора
юридических наук, кандидата экономических наук, члена-корреспондента
Международной академии информатизации, ректора Института управления
и подготовки персонала.
Виртуальная выставка «Бизнес
образование 2010» — это крупнейшая интерактивная выставка, где
планируется участие ведущих российских вузов, представляющих все
виды дополнительного экономического и бизнес образования...
С 4 по 10 февраля по адресу
www.biz-edu.ru прошла Виртуальная выставка «Бизнес-образование
2010», где были представлены учебные заведения и коммерческие
предприятия, которые предоставляли информацию о существующих на
данный момент учебных программах дополнительного экономического и
бизнес образования...
Московский Центр по вопросам
образования в США (Moscow EducationUSA Advising Center) приглашает
вас принять участие в предотъездной ориентации, которая состоится в
субботу 20 июня 2009...
Московский Центр по вопросам
образования в США (Moscow EducationUSA Advising Center) приглашает
вас принять участие в предотъездной ориентации, которая состоится в
субботу 19 июня 2010 г.